МБОУ "Местерухская СОШ"
с.Местерух Ахвахского р-на РД
  • Полезная информация

    Приложение № 1

    Информационный материал

    по кибербезопасности для размещения в социальных сетях и мессенджерах

    https://disk.yandex.ru/d/8SG1lnk-xDJj4g/ИНТЕРНЕТ%20(баннеры%2C%20карточки)/Карточки/2022_ОК_фишинг

    https://disk.yandex.ru/d/8SG1lnk-xDJj4g/ИНТЕРНЕТ%20(баннеры%2C%20карточки)/Карточки/2022_ОК_онлайн_мошенники

    https://disk.yandex.ru/d/8SG1lnk-xDJj4g/ИНТЕРНЕТ%20(баннеры%2C%20карточки)/Карточки/2022_Черные%20кредиторы

    https://disk.yandex.ru/d/8SG1lnk-xDJj4g/ИНТЕРНЕТ%20(баннеры%2C%20карточки)/Карточки/2022_ОК_тел%20мошенники

    г

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

    ГБУ ДПО РД «ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

    ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

    ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

    Методические материалы о способах и формах распространения украинскими спецслужбами, неонацистскими и различными деструктивными организациями в информационно-коммуникативной сети «Интернет» ложных сведений, направленных на формирование конфликтных ситуаций межнациональных и межконфессиональных отношениях, массовых антиобщественных проявлений, способных привести к совершению террористических актов и иных преступлений экстремисткой направленности.

    Махачкала 2024

    Печатается по решению учебно-методического совета Дагестанского института развития образования от

     Протокол №

    Регистрационный №

    Авторы-составители:

    Малучиев Г.С.  – заведующий лабораторией социально-психологических исследований в образовании ГБУ ДПО РД «ДИРО»

    Тажутдинова Г. Ш. - руководитель Центра воспитания, психологии и педагогики ГБУ ДПО РД «ДИРО»

    Рецензенты:

    КурбановХанжанТажидинович – к.полит.н. директор Центра стратегических инициатив и политических технологий «Вектор»

    Юнусов Анвар Махмудович – к.п.н. главный специалист Центра развития дополнительного и профессионального образования ГБУ ДПО РД «ДИРО».

    Методические материалы разработаныс целью исполнения письма  Минобрнауки РД №06-1272/09-09/24 от 30.01.2024г. и в  соответствии с пунктом 5.1 Протокола совместного заседания Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан и Оперативного штаба в Республике Дагестан от 10 января 2024 г. № 12-01/1, утвержденного Главой Республики Дагестан, Председателем Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан Меликовым С.А.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..….....4

    Глава 1. Роль информационных войн в распространении ложных сведений, направленных на формирование конфликтных ситуаций межнациональных и межконфессиональных отношениях……………………………………….…….6

    1.1. Основные виды информационных войн. …………………………………....6

    1.2.Базовые цели информационных войн..………………………………………7

    1.3. Методы информационных войн……………………………………………..8

    1.4. Защита от информационных войн…………………………………………...9

    Глава 2. Информационные фейки и как сними бороться……………………...10

    2.1. Распознавание фейков с помощью технологий управления данными. ......10

    2.2.Противодействиефейкам: знания, инновации, партнерство………………………………………………………………………12

    2.3.В каких источниках лучше проверять информацию?..................................13

    2.4.Примеры практических занятий, направленных на профилактику экстремизма в образовательных организациях Республики Дагестан………..15

    Заключение……………………………………….…………………………...….21

    Список источников………………………………………………………………22

    Списокиспользованной и рекомендуемой литературы.……….…………......22

    Список сайтов для проверки……………………………………………………23

    Введение

    В современном мире информация играет огромную роль, являясь средством передачи знаний, мнений. Впрочем, информация может быть использована не только для блага, но и для манипуляции, дезинформации и создания конфликтов. Именно хочется поговорить – об информационных войнах. В данных материалах мы рассмотрим понятие и сущность информационных войн, цели и методы. Также мы обсудим способы защиты от методов информационной войны.

    Под информационной войной мы понимаем конфликты, происходящие в сфере информации и коммуникаций, когда с помощью активного использования информационных технологий и средств массовой коммуникации достигаются цели, а именно влиять на общественное мнение, формировать определенные представления и убеждения, а также манипулировать информацией с целью достижения своих политических, экономических или военных интересов.

    В арсенале информационной войны такие методы, как пропаганда, дезинформация, манипуляции в социальных сетях (на основе недостоверной информации) и другие формы информационного воздействия. И все чаще осуществляются не государствами, а частными актерами (хакерами, террористами и т.п.).

    Проявления экстремизма в Республике Дагестан снизились, но не следует прекращать работу по профилактике угрозы экстремистских проявлений в том числе на основе межрелигиозных и межнациональных проявлений, в последнее время активно обсуждаемых в сети «Интернет». Не секрет, что недавние «аэропортовские беспорядки» в Махачкале были спровоцированы людьми, не имеющими отношения к жителям республики, и даже не проживающим на ее территории. «Информационные войны» опасны тем, что враг не виден, он может скрываться в непрослеживаемых аккаунтах. 

    Причинами возникновения и распространения экстремизма в Республике Дагестан являются слабая экономика, безработица с параллельным ростом рождаемости, потеря ценностной ориентации молодежи, религиозный радикализм, которому присущи нетерпимость к инакомыслию, фанатизм.

    Если ранее сторонниками экстремизма были лица до тридцати пяти лет, то сейчас их возраст гораздо юнее – в том числе и учащиеся школ, поэтому важно проведение профилактической работы в подростковой среде, так как они являются наиболее уязвимыми в плане подверженности негативному влиянию.

    Экстремистам легче стало вовлекать молодежь в радикальные группировки благодаря интернет-ресурсам. В связи с чем появилась необходимость разработки методических материалов по профилактике экстремизма в образовательных организациях Республики Дагестан. Проводить профилактику важнее, чем ликвидировать последствия этой деятельности.

    Целью методических материалов является совершенствование навыков педагогов образовательных организаций Республики Дагестан в сфере профилактики проявлений экстремизма, основанных на общественном резонансе фейковых сообщений в сети «Интернет»,направленных на формирование конфликтных ситуаций в межнациональных и межконфессиональных отношениях, массовых антиобщественных проявлений реализация информационно-просветительской деятельности.

    Для реализации цели определены следующие задачи:

    • ознакомление учащихся с особенностями информационной войны;
    • разъяснение учащимся, что такое фейк и виды ложной информации;
    • раскрытие базовых способов мер противодействия дезинформации (фактчекинге)
    • формирование уважительного отношения к ценностям, историческому и культурному наследию Дагестана как многонациональной и многоконфессиональной республики;
    • формирование у обучающихся, знаний о сущности экстремизма, причинах возникновения и ее последствиях.

    Глава 1. Роль информационных войн в распространенииложных сведений, направленных на формирование конфликтных ситуаций межнациональных и межконфессиональных отношениях

      1. Основные виды информационных войн

    Информационные войны могут иметь серьезные последствия для общества и государства. Они могут привести к нарушению стабильности и безопасности, разрушению доверия и созданию общественной напряженности. Поэтому важно разбираться, в сущности, и методах информационных войн, а также уметь защищаться от их воздействия.

    Дезинформация – это распространение ложной или искаженной информации с целью введения в заблуждение или манипуляции общественным мнением. В рамках информационных войн дезинформация может использоваться для дискредитации оппонентов, создания конфликтов или изменения общественного настроения.

    Кибератаки – это нападения на информационные системы и сети с целью получения, изменения или уничтожения данных. В информационных войнах кибератаки могут быть использованы для ослабления противника, нарушения его коммуникаций или получения конфиденциальной информации.

    Манипуляция общественным мнением – это использование различных методов и техник для влияния на восприятие и убеждения людей. В информационных войнах манипуляция общественным мнением может быть использована для создания поддержки или противодействия определенным идеям, лидерам или государствам.

    Шпионаж и хакерство – это получение конфиденциальной информации или доступ к защищенным системам с целью получения преимущества или нанесения ущерба. В информационных войнах шпионаж и хакерство могут быть использованы для получения секретной информации, слежки за оппонентами или дестабилизации противника.

    Пропаганда – это систематическое распространение идеологически окрашенной информации с целью воздействия на общественное мнение и формирования определенных убеждений. В информационных войнах пропаганда может быть использована для создания поддержки своей стороне, дискредитации оппонентов или изменения общественного настроения.

    Фейковые новости – это ложные новости, созданные с целью введения в заблуждение или манипуляции общественным мнением. В информационных войнах фейковые новости могут быть использованы для дискредитации оппонентов, создания конфликтов или изменения общественного настроения.

    В реалии это лишь некоторые из видов информационных войн. В реальности они могут сочетаться и применяться в различных комбинациях в зависимости от целей и задач противоборствующих сторон.

    1.2.Базовые цели информационных войн

    Информационные войны имеют различные цели, которые достигаются с помощью манипуляции информацией и воздействия на общественное мнение. Вот некоторые из основных целей информационных войн:

    Дезинформация

    Наиболее важной целью информационных войн является распространение дезинформации. Это может быть осуществляется методомразработки и распространения ложных новостей, фейковых видео или поддельных документов. Главная целью дезинформации это введение в заблуждение, разрыв общественного понимая от реальности, а затем манипуляция общественным мнением.

    Дискредитация

    Еще одна цель информационных войн выступает дискредитация оппонентов или противника. Легче всего достигается путем распространения компрометирующей информации, формирование негативного образа или подрыва доверия к определенным личностям или организациям, а по большому счету к органам государственной власти.

    Создание конфликтов

    Информационные войны активно используются для разжигания или обострения конфликтов между различными социальными группами (расами, нациями, религиями).Чаще всего достигается путем распространения информации явно провоцирующей и подстрекающей к чему-либо или разжигания страхов и предубеждений.

    Изменение общественного настроения

    Все чаще целями винформационной войне может быть изменение общественного настроения и мнения. Это может быть достигнуто путем массового распространения определенной информации, создания определенного образа или идеологии, а также манипуляции эмоциями и убеждениями людей.

    Повышение собственной репутации

    Информационные войны могут быть использованы для повышения собственной репутации или имиджа. Это может быть достигнуто путем создания и распространения положительной информации о себе или своей организации, а также подавления негативной информации или критики.

    Это лишь некоторые из целей информационных войн. В реальности цели могут быть комбинированы и применяться в зависимости от конкретной ситуации и задач противоборствующих сторон.

      1. Методы информационных войн

    Дезинформация

    Дезинформация – это распространение ложной или искаженной информации с целью вводить в заблуждение или манипулировать общественным мнением. Этот метод может быть использован для дискредитации оппонента, создания паники или недоверия к определенным источникам информации.

    Манипуляция общественным мнением

    Манипуляция общественным мнением – это использование различных техник и методов для влияния на восприятие и оценку событий и фактов обществом. Это может включать в себя создание и поддержку определенных настроений, убеждений и представлений, а также использование эмоциональных аргументов и приемов.

    Целенаправленное распространение информации

    Целенаправленное распространение информации – это активное распространение определенной информации с целью повлиять на общественное мнение или действия людей. Это может включать в себя использование социальных сетей, блогов, новостных сайтов и других средств массовой информации для достижения желаемого эффекта.

    Кибератаки и хакерство

    Кибератаки и хакерство – это использование компьютерных технологий и сетей для вторжения в информационные системы и получения несанкционированного доступа к информации. Это может быть использовано для кражи, изменения или уничтожения данных, а также для дискредитации или шантажа определенных лиц или организаций.

    Создание фейковых новостей и сайтов

    Создание фейковых новостей и сайтов – это создание и распространение ложных новостей и информации с целью вводить в заблуждение и манипулировать общественным мнением. Это может быть использовано для создания и поддержки определенных настроений, убеждений или представлений, а также для дискредитации оппонентов или конкурентов.

    Это лишь некоторые из методов, которые могут быть использованы в информационных войнах. В реальности, методы могут быть комбинированы и применяться в зависимости от конкретной ситуации и целей противоборствующих сторон.

    1.4. Защита от информационных войн

    Защита от информационных войн является сложной задачей, так как они основаны на манипуляции информацией и воздействии на общественное мнение. Однако, существуют некоторые методы и стратегии, которые могут помочь в борьбе с информационными войнами.

    Критическое мышление и информационная грамотность

    Одним из ключевых аспектов защиты от информационных войн является развитие критического мышления и информационной грамотности у населения. Люди должны научиться анализировать информацию, проверять ее достоверность и источники, а также различать факты от мнений и дезинформации.

    Образование и просвещение

    Образование и просвещение играют важную роль в борьбе с информационными войнами. Школы и университеты должны включать в свои программы обучение по информационной грамотности и критическому мышлению. Также необходимо проводить общественные кампании и мероприятия, направленные на повышение осведомленности о методах манипуляции информацией.

    Проверка источников информации

    Важно проверять источники информации, особенно в ситуациях, когда она кажется сомнительной или вызывает сомнения. Проверка фактов и подтверждение информации у независимых и достоверных источников помогут избежать распространения дезинформации.

    Развитие критического отношения к информации

    Необходимо развивать критическое отношение к информации и не принимать все, что говорится или пишется, на веру. Важно задавать вопросы, искать альтернативные точки зрения и собирать достаточно информации, прежде чем делать выводы.

    Сотрудничество и обмен информацией

    Сотрудничество и обмен информацией между государствами, организациями и общественностью могут помочь в борьбе с информационными войнами. Обмен опытом, разработка совместных стратегий и координация действий могут повысить эффективность защиты от информационных войн.

    В целом, защита от информационных войн требует комплексного подхода и участия всех уровней общества. Это включает образование, развитие критического мышления, проверку источников информации, развитие критического отношения к информации и сотрудничество между различными структурами и организациями.

    Глава 2. Информационные фейки и как сними бороться.

    2.1. Распознавание фейков с помощью технологий управления данными.

    Возможными фейками, инициированными или создаваемыми зарубежными спецслужбами, с целью распространения среди российского населения и особенно среди молодежи, мы исходили, что обработка масс информацией, направленной на разрушение гражданских и общечеловеческих позиции и ценностей, осуществляется в ходе активно идущей информационной войны против РФ.

    В эпоху развития интернета и цифровых технологий информация является самым ценным ресурсом. Поэтому она стала объектом манипуляций.

    Результатом информационной войны могут быть усиление социального и политического напряжения, разрушать доверие населения к власти и соответственно снижение стабильности в обществе.

    Одним из самых распространенных методов ведения информационной войны в последнее время является активной использование т.н. фейков. Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение. Следует отличать что недостоверная информация в интернете может появиться и в случае случайной опечатки (бука, цифра), нам следует сосредоточиться на информации искажаемой умышленно.

    Созданная недостоверная информация распространенная в сети «Интернет» становится фейковой новостью (англ. fakenews) , т.е. намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ. В основе фальсификации, чаще всего лежит либо фото-фейк (разновидность фотомонтажа (в графическом редакторе)) или дипфейк— фальшивые видео с помощью замены лица одного человека на другого с помощью специальных программ. Зачастую применяется временно созданный фальшивый аккаунт в интернете, который используется для обмана или манипулирования т.н. ВИРТУАЛ. Как итог в интернете распространяется видеоклип с различными знаменитостями, которые якобы говорили, что-то, а на самом деле этого небыло, особенно актуально в связи с развитием нейронных сетей. Но чаще всего специалисты информационных войн даже не заморачиваются, а просто накладывают печатный текст, аудио или видео обращение, в основе которого на часть достоверного события накладывается множество лживой, явно недостоверной информации.

    Создатели подобных «новостей» чаще всего проживают за пределами РФ и уверены, что большая часть потенциальных слушателей, не обладая навыками критического мышления и не собирается проверять «новость» на достоверность.

    Для борьбы с дипфейками можно было бы использовать специальные программы и непрерывно повышать пользовательский уровень граждан РФ, однако это тупиковый путь борьбы т.к. всегда «догоняя» преступника.

    Частично снизить влияние дипфейков на массовое сознание можно с помощью повсеместного внедрения электронных подписей объектов, блокчейн технологий, и тому подобных решений, которые позволят отделять официальный контент от неофициального.

    Блокче́йн (англ. blockchain, изначально blockchain— цепь из блоков) — выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих какую-либо информацию.[1] Использование данной технологии позволяет на значительном уровне обезопасить от поступления недостоверной информации.

    В России, как и во всем мире наблюдается закономерность, фейки наиболее активно распространяются в периоды каких-либо социальных или природных катаклизмов (пандемий, землетрясений, войн). Именно в такое время чаще всего манипуляторы, частично умышленно умалчивают некоторые факты, умело смешивают достоверную и ложную информацию и все это, с целью активно воздействовать на общественное мнение.

    Следует понимать, что абсолютное большинство фейков создаются и/или распространяются условно, говоря «на коленке» компьютерная и смартфонная техника доступна абсолютно всем, навыками первичного создания видео или аудиороликов владеет практически все молодое и частично взрослое население. Цель создания и распространения неофициальной информации приобрести популярность, получить подписчиков в социальных сетях, а затем по возможности конвертировать социальный капитал в финансовый.

    Безусловно следует учитывать, что широкое распространение фейков возникло на фоне падения доверия к традиционной (официальной) журналистике. По данным социологических исследований в Европе и США ¼ всех социальных новостей явные фейки.

    Измерить количество недостоверных сведений практически невозможно: абсолютную ложь заменили фейки. В то же время увеличивается число сообщений, направленных не на информирование, а на привлечение внимания.

    Следует учитывать, что фейковые новости достигают своей цели при соблюдении их авторами несколько принципов:

    • соответствие базовым представлениям целевой аудитории (сказанное не должно противоречить тому, что аудитория считает истиной);
    • ссылка на значимый авторитетный источник (политика, ученого и т.д.);
    • внедрение дополнительной информации о действительно случившемся (тогда новость не кажется оторванной от реальности).

    2.2. Противодействие фейкам: знания, инновации, партнерство

    Доверие фейкам может подвигнуть на неправильные действия (отказ от вакцинации, создание и распространение незаконного контента, участие в несанкционированных митингах и т.п.).

    Задача работников системы образования обучить учащихся приемам фактчекинга, а именно:

    Общая предварительная оценка:

    т.е. получатель информации в соцсетях должен задать сам себе вопрос «Много ли в сообщении эмоций»? Обычно такой материал содержит эпитеты: «чудовищная катастрофа», «смертельно опасный», «единственно возможный» и т.п.

    «Какие ссылки на первоисточник содержит данный файл»? Необходимо научить находить именно первоисточник, чтобы оценить его достоверность информации.

     Проверка первоисточника, т.е. поиск подтверждения в других авторитетных источниках.

     Попытка опровержения. (самому себе задать вопросы)

     Какая информация нужна, чтобы опровергнуть утверждения из сообщения?

     Кто из экспертов может подтвердить или опровергнуть эти утверждения?

    Следует понимать, что урапатриотичные предложения, основанные на банальном запрете «на все» скорее всего затратны, наносят ущерб имиджу государства, а по факту бесполезны: так были предложения — детям до 14 лет запретить вход в соцсети и это при том, что значительная часть образовательных ресурсов работает через соцсети. Еще более радикальна идея — вменить в обязанность администраторам групп в социальных сетях указывать свои паспортные данные. 

    Не следует забывать, что социальные сети сегодня — это важный механизм для развития деловой активности. Через соцсети устанавливаются партнерские связи, продвигаются проекты, развиваются социальные связи и объединения. Значительная часть населения занимается через соцсети бизнесом, образованием, но абсолютное большинство просто общается, являясь основными потребителями банального контента.

    Главным инструментом защиты от фейковой информации в интернете является образование, т.к. чем оно выше, тем ниже уровень доверия информационным вбросам.

    С теми, кто работает грубо и прямо т.е. является противоправным рупором, бороться достаточно легко, их должны блокировать правоохранительные органы.

    Следует учитывать опыт истории, когда общественные инициативы и государственный контроль могут привести к открытому цензорству, т.е. противостоять фейкам законодательными запретительно-карательными мерами нецелесообразно и не рентабельно.

    В современной России обязанность проводить проверку и определять – «фейк» перед нами или нет возложена на них законодательно на администраторов новостных агрегаторов и социальных сетей. Это упрощает ситуацию на первом этапе, но в дальнейшей перспективе выполнение таких цензурных действий возможно приведет к тому, что администраторы таких ресурсов начнут признавать фейками и банить всю информацию, которая является подозрительной, но не факт, что фейк?

    2.3 В каких источниках лучше проверять информацию?

    При фактчекинге рекомендуется использовать надёжную информацию. Вот несколько типов ресурсов, которые могут быть полезны:

    Официальные источники. Обращайтесь к официальным государственным или международным органам, таким как правительственные ведомства, министерства, статистические службы, международные организации и т.д. Они обычно предоставляют достоверные факты.

    Новостные организации с хорошей репутацией. Обращайтесь к известным и уважаемым новостным организациям, которые имеют историю достоверной и независимой журналистики. Такие источники часто проводят собственное расследование и подтверждают свои утверждения.

    Академические и исследовательские источники. Проверьте наличие научных статей, обзоров литературы и других академических материалов, относящихся к теме, которую вы проверяете. Университетские исследования и экспертные мнения могут быть ценным источником достоверной информации.

    Независимые фактчекерские организации. Обратитесь к специализированным фактчекерским организациям, которые занимаются проверкой фактов и дезинформации. Они обычно имеют профессиональных фактчекеров, доступ к различным данным и методологиям скрининга информации.

    Архивы. Проверьте доступные архивы или онлайн-ресурсы, содержащие официальные статистические данные, исторические документы, научные публикации и другую достоверную информацию.

    Экспертные мнения.  Обратитесь к экспертам в соответствующей области знаний, которые могут предоставить профессиональное мнение и объяснить сложные вопросы. Они могут быть профессорами, исследователями, специалистами или академиками, имеющими опыт и знания в нужной области.

    Стоит помнить, что информация должна быть проверена на свою независимость, репутацию и методологию проверки фактов. В идеале, использование нескольких различных независимых источников позволяет получить более точное представление о правдивости информации.

    Как выработать «информационный иммунитет» и не попасться на удочку манипуляторов? Главное – привить привычку у пользователей социальных сетей воспринимать любую информацию логически (критически), а не эмоционально. Когда человек эмоционально воспринимает одни факты, то он отвергает другие.

    Что можно противопоставить дезинформации?

    буквально «наводнить» интернет основанной на фактах информацией, поданной в новой оригинальной форме;

    Отвечать на дезинформацию необходимо в той же форме, в которой она распространяется, – с помощью крайне популярных в сети материалов, "вирусного контента". Этот принцип должен лежать в основе нашей стратегии», – пишут Флеминг и Хейманс.

    Как правильно проводить фактчекинг?

    • Выработать привычку пользоваться несколькими ресурсами. Не стоит доверять одному или двум источникам.
    • Всегда проверяйте все источники. Даже те, которым особо доверяешь и которые никогда не подводили.
    • Пользоваться мнениями высказывающих противоположные точки зрения. Один из способов проверить достоверность статьи — найти ее критиков.
    • Научитесь задавать вопросы к новости, кто, когда, где и почему вещает ту или иную информацию. Не доверяйте неизвестным изданиям и фейковым страницам. Если не доверяете источнику, не пользуйтесь информацией оттуда.
    • Не поддавайтесь эмоциям. Если материал вызывает сильную эмоцию, задумайтесь не манипулируют ли вами?
    • Не используйте социальные сети.

    Элементарные умения отличать «ложь, прикрытую правдой» от действительно новости должны быть у каждого человека, считающего себя членом информационного общества.

    Фактчекинг помогает бороться с дезинформацией, повышает информационную грамотность. Каждый пользователь интернетом должен приложить усилия для осознанного использования фактчекинга и участвовать в создании ответственного общества. Только так мы сможем преодолеть проблемы искажений и строить будущее на основе достоверной и проверенной информации.

    2.4.  Примеры практических занятий, направленных на профилактику экстремизма в образовательных организациях Республики Дагестан

    Россия является многонациональным государством, которое включает в себя более ста различных народов. Она находится на стыке Востока и Запада. На протяжении многих веков Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

    Дагестан является самым многонациональным субъектом, входящим в состав Российской Федерации. Становление и развитие Дагестанской АССР (Республики Дагестан) началось в 1921г., с победой Октябрьской революции, хотя предпосылки этого создавались после свержения буржуазно-помещичьего строя. В состав России Дагестан вошел после заключения Гюлистанского мирного договора, заключенного в 1813 году между Ираном и Российской империей. Заключению Гюлистанского договора предшествовали историческиесвязи русского и дагестанских народов, которые своимикорнями уходят в глубь веков. Этому во многом благоприятствовало выгодное географическое положение Дагестана.

    Для многонациональной республики русский язык стал объединяющим языком всех народностей Дагестана и других субъектов России. При таком многообразии культур и национальностей, актуальным является вопрос воспитания интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к традициям и обычаям других народов.

    Вопрос: как вы думаете, как относятся люди разных национальностей друг к другу? Почему?

    Каждая национальность уникальна по-своему, имеет свои особенности, которые отличают ее от другой. Эти отличия у одних вызывают интерес, а у других – неприязнь, имея мысленные иллюзии, то что если они не такие как мы, значит живут неправильно.

    Классный час для учащихся «Сила России — в единстве народов»

    Цель:акцентировать внимание учащихся на проявление уважительного отношения к людям различных национальностей и религиозных конфессий.

    Материально-техническое обеспечение: карточки с терминами «нация», «национализм», «национальность», список «пассажиров поезда», бумага, ручки.

    План:

    1. Исторические аспекты формирования населения России.
    2. Игра «Шеренга».
    3. Обсуждение понятий «нация», «национальность», «национализм».
    4. Иерархическая дискуссия «Фирменный поезд «Россия»».
    5. Подведение итогов занятия. Обратная связь. Упражнение с мячом.

    Ход занятия:

    Игра «Шеренга»

    Учащиеся должны встать в шеренгу. После этого педагог называет разные признаки. Если этот признак относится к ребёнку, то он делает шаг вперёд.

    Педагог: сделайте шаг вперёд те, у кого рост больше 1,60 м.; у кого темные волосы; у кого есть брат или сестра; кто считает себя «душой компании», кто любит рисовать, петь, спорт и др.

    Примечание для педагога.

    Важно последним назвать признак, который объединяет всех детей класса.После игры педагогу необходимо провести анализ, отмечать чувства детей, которые оставались в меньшинстве и в большинстве (Что вы чувствовали, когда все делали шаг вперёд, а вы оставались стоять на месте? Что было сложнее оставаться в меньшинстве или быть вместе со всеми? Что больше понравилось – быть похожим на других или отличаться? и др.).

     Обсуждение понятий «нация», «национальность», «национализм» (самостоятельная работа учащихся в 3-группах)

    Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как «нация», «национальность» и «национализм».

    Нация (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio – племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

    Национальность (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если по каким-то обстоятельствам место рождения человека пришлось за границами его страны, это не означает, что он автоматически относится к национальности той страны, в которой родился. Человек принадлежит к национальности своих родителей. Можно перенять другую религию, но национальность остается раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

    Государственная Дума в 2000 году приняла новый образец паспортов, которые могли получить и лица, достигшие 14 лет. Также новшеством в этом образце было отсутствие графы «национальность». К этому шагу российское государство прибегло во избежание национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

    Каждый народ отличается друг от друга, причем эти отличия или незначительны, или сразу бросаются в глаза. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в национализм.

    Национализм (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, считая свою нацию высшей ценностью.

    Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном: «Национализм может быть огромным. Но великим – никогда». Станислав Ежи Лец.

    Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

    Бытовой национализм – это межнациональные конфликты, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни, но не переходящие в войны. К бытовому национализму можно отнести факты, которые нигде не зафиксированы официально: конфликты между небольшими группами людей, затрагивающие национальные чувства, частные столкновения, проявление неприязни в общении и т.д.

    Более острой проблемой является международный национализм – это войны и другие конфликты государственного или мирового значения. Международный национализм оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

    Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, Абхазией и Грузией и т.д. На данный момент нет перспективы формирования единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа.

    При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

    Иерархическая дискуссия «Фирменный поезд «Россия»»

    Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»» позволит обратить внимание учеников на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С ее помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.

    С другой стороны, наблюдение за обсуждением позволит учителю выяснить, свойственна ли ученикам стойкая неприязнь и враждебность к каким-либо группам.

    Проведение дискуссии

    Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда» или необходимо написать пункты списка на доске, если нет возможности каждому дать этот список;

    Педагог кратко описывает ситуацию и просит каждого самостоятельно прочитать список;

    Каждый участник должен выбрать трех пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и троих, с которыми он не хотел бы ехать.

    После того как каждый из учеников сделает свой выбор, педагог просит их разбиться на группы из 4-5 человек и сделать следующее:

    1. сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;
    2. подумать над причинами, предопределившие выбор разных людей;
    3. совместно подготовить общий список трех наиболее желательных и трех наиболее нежелательных попутчиков;
    4. обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие разногласия и отметить их особо. Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».
    5. Когда все будут готовы, попросить каждую группу представить результаты своей работы и объяснить, почему именно такой выбор был сделан. Также должны отметить, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий.

    Педагогу необходимо обратить внимание на предпочтения учеников, на тех, кто оказался в списке отвергаемых и на то, как они объясняют свой выбор. Делают ли ученики обобщения («они все такие, они все этакие»)? Отмечали или нет распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?

    Список пассажиров «Фирменного поезда «Россия»»

    Дети, представьте, что вам необходимо на поезде добраться с Владивостока в Москву в течение семи дней. В купе с вами должны ехать еще три человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора.

    • Турист, который хочет посмотреть на Россию из окна поезда;
    • Дембель, возвращающийся на Родину;
    • Священник;
    • Учительница из небольшого поселка;
    • Полицейский;
    • Узбек – рабочий, живущий в России нелегально;
    • Семейная пара;
    • Мусульманин-татарин;
    • Имам мечети;
    • Торговец с рынка, который едет в Москву за товаром;
    • Футбольный болельщик с бритой головой и с шарфом любимой команды;
    • Бизнесмен;
    • Чиновник среднего ранга.
    • Черноволосый, черноглазый, смуглый человек;
    • Девушка современного вида, модно и нестандартно одетая;
    • Переселенец из Таджикистана (русский), ищущий работу;
    • «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях;
    • Человек, одетый примерно так же, как вы;
    • Инженер нефтедобывающей компании;
    • Мужчина с длинной бородой;
    • Цыганка с маленьким ребенком;
    • Индус, студент мединститута;
    • Слепой старик.

    Обсуждение результатов работы:

    Начать обсуждение можно со сравнения результатов работы разных групп. Возможные вопросы для обсуждения (следует выбрать несколько наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за недостатка времени):

    1. Что повлияло на ваш личный выбор?
    2. Какие трудности возникали в процессе обсуждения внутри группы?
    3. Если группа не смогла прийти к единому мнению, что явилось причиной этого?
    4. Какие представления о разных группах людей стали определяющими в подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?
    5. На какие ценности вы ориентировались при выборе попутчиков?
    6. Как сформировались эти представления?
    7. Что цените и не цените в окружающих вас людях?
    8. Судили ли о вас как о представителе некоей группы или национальности, а не как о самостоятельной личности?
    9. Что вы сами почувствовали бы, если бы никто не захотел ехать с вами в одном купе?

    Подведение итогов и обратная связь.

    Упражнение с мячом

    Все участники встают в круг. Передавая мяч друг другу, дети говорят о том, что им сегодня запомнилось, что их заинтересовало, удивило и т.д.

    Педагог. Мы сегодня разобрали очень сложную и серьезную проблему, которая актуальна для нашей республики. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности, исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одной многонациональной республике и отношения между его жителями зависят от каждого из нас.

    Заключение

    Простым и эффективным средство, чтобы ограничить распространение фейков в сети является отказаться от лайков и счетчиков репостов. Чем больше у поста лайков и репостов, тем охотнее его постят дальше, не затрудняя себя проверкой правдивости.

    Чаще всего фейки создаются из гремучей смеси правды и домыслов и подаются в форме, затрагивающей наши базовые инстинкты, которые существуют со времен зарождения человечества как вида. Все что остается каждому из нас — начать отдавать себе отчет в том, что мы делаем. Если прочитали шокирующую новость в сети, у которой уже накручено лайков и репостов, первая эмоциональная реакция — поделиться ею со своим окружением. Вот тут надо поставить паузу.

    Эмоции — это важно, это, к слову, один из механизмов самосохранения личности и вида в целом. Но еще у каждого из нас есть здравый смысл, который в общем-то нам нужен для того же самого. Поэтому, когда ваш палец замер на кнопке "лайк" или "репост" — самое время притормозить и задуматься о последствиях: а если это — фейк: скольким своим близким или даже незнакомым в реальности людям, вы нанесете вред, поспособствовав распространению этой информации.

    Если не хочется самому тратить усилия на проверку достоверности, просто подождите — до конца дня или, возможно, сутки. Обычно за это время в ленте появляется множество опровержений якобы такой реалистичной информации, вызвавшей в вас столь яркие эмоции. Одно мгновения на подумать, пауза на подождать — и вы уже разумный человек, а не слепой инструмент в информационной войне, в том числе против нашей страны.

    Список источников

    1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023).
    2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 октября 2017 года N 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» (с изменениями на 17 февраля 2022 года).
    3. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 15 января 2024 года)
    4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 февраля 2022 года N 204 «О внесении изменений в Положение о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»
    5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 августа 2020 года N 1257 «О внесении изменений в Положение о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Рамазанова З.Г. Некоторые проблемы правового регулирования проявлений молодежного экстремизма в сети интернет // Закон и право. 2019. 3. С. 33
    2. www.elkost.it, Умберто Эко. Баудолино. 2003
    3. Г.Почепцов. Информационные войны: тенденции и пути развития. psyfactor.org
    4. Информационная война. ru.wikipedia.org.
    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фальшивые новости
    6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокчейн
    7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фейк (значения)
    8. Р.Шафрански. Пер. В.Казеннов. Теория информационного оружия. psyfactor.org.
    9. Э.Тоффлер. Третья волна. TheThirdWave. 1980
    10. Яковлева, Э. В. Современные информационные войны и политика. Обзор / Э. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1050-1053. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18640/ (дата обращения: 20.02.2024).
    11. https://www.pravda.ru/society/1524328-fakes/
    12. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-politicheskogo-protivoborstva-i-informatsionnyh-voynСоциальные сети как инструмент политического противоборства и информационных войн.
    13. Шибаев Д.В. Методы противодействия информационной войне. Том 3, № 4(2016). С.60-68. https://journals.eco-vector.com/2410-7522/article/view/18192/ru_RU

    Список сайтов для проверки

    1. https://youtu.be/7-u99OuEYEc?si=nEVsGDMOHMb78jWt Как стравливают русских и дагестанцев.
    2. https://youtube.com/shorts/zM4Cyd257Xk?si=pQ2tD3XZp5KS400QТюркские названия городов.
    3. https://vt.tiktok.com/ZSFk6dgm8/ Законопроект об ограничении
    4. https://youtube.com/shorts/x87Ag1m8gV0?si=Ye7hysCj76P4KHgL Еще один «герой» СВО вернулся домой
    5. https://youtube.com/shorts/Sh2bw-8_NL8?si=nSyqxQeFQ3xU4KIe 23 февраля! | Общая трагедия | Абу Умар Саситлинский
    6. https://youtube.com/shorts/BXPEaWjPREQ?si=NBFjiSdVwZ34ldzj Недалекое будущее.
    7. https://youtube.com/shorts/liGA3_fi-3o?si=-qo_r2_YUW-zqz-w  На уроке о важном.
    8. https://www.youtube.com/watch?v=etvaUJbi7nI Чат рулетка, Россия Украина история.
    9. https://www.youtube.com/watch?v=fC10c7HDXF0 Чат рулетка, Россия Украина история.
    10. https://www.youtube.com/watch?v=Y71BQxAXyYk Чат рулетка, Россия Украина история.


    [1]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD

    Текст заголовка

    Учебники Учащимся

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Родителям Здоровье
    Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

    Правила Охрана Учащимся
    Всеми давно признано истинным утверждение, что время получения школьного образования должно являться для ребенка одновременно и школой жизни. Поэтому, кроме обучения основам наук, на общеобразовательные заведения сегодня возлагается множество иных задач, в том числе и освоение детьми основных правил безопасного поведения. Начинать обучение им необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.

    Спорт

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Отдых Учащимся
    <Цель воспитательной работы любого образовательного учреждения: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie